Юго-Западный административный округ

Безопасность дошкольников

Автор: Кларина Л.М.

Методические рекомендации по теме

"Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности ребенка,

безопасности окружающих его людей и предметов"

Человек в начале своей жизни вынужден осваивать огромное количество правил без каких бы то ни было объяснений, действовать строго определенным образом только потому, что так надо, так «велят» взрослые. В самом деле, надо мыть руки перед едой, не вникая в причины этого правила (представления о том, что такое микробы, бактерии, как они действуют на людей, в лучшем случае, сложатся в школе).

Множество предписаний, которые необходимо усвоить малышам, связаны с правилами безопасного поведения. Они тоже, как правило, даются без объяснений. Да и надо ли их объяснять? – Пожалуй, нет, если Вы стремитесь воспитать послушного человека, готового исполнять любые предписания, не задумываясь. Если же Вы предпочитаете, чтобы Ваш ребенок сознательно следовал предлагаемым ему правилам, сам выбирал их в жизни в соответствии с ситуацией, то, очевидно, в каждом случае перед Вами стоит проблема: как ответить на явные или неявные вопросы ребенка о том, почему надо поступать именно так, а не иначе?

Но как, к примеру, объяснить правила катания на санках, если с такими понятиями, как скорость движения, трение, инерция, необходимыми для их действительного осознания, дети знакомятся только в школьном курсе физики? В этих методических рекомендациях мы пытаемся это сделать – наблюдая, экспериментируя и размышляя вместе с ребенком в процессе интересных для него игр, прогулок, активных действий, обсуждений и т.д. Очень важно при этом, чтобы ребенок постигал временнЫе, причинно-следственные и другие связи и закономерности окружающего мира в ходе собственной деятельности. Взрослый помогает ему осмыслить приобретаемый опыт и на его основе все более сознательно выбирать верный путь, избегая ошибок и нарушений установленных правил.

Методические рекомендации разделены по возрастным группам детей дошкольного возраста (от второй младшей группы до подготовительной к школе группы), включают пять разделов для каждой возрастной группы:

1. Правила безопасного обращения с предметам. Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил.

2. Правила безопасного поведения пешеходов. Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил.

3. Правила безопасного поведения пассажиров. Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил.

4. Правила безопасного поведения водителей. Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе этих правил.

5. Какие правила помогают детям не потеряться. Что делать, если потерялся.

Каждый из разделов представлен в виде таблицы.

Предлагаемая программа может быть выполнена только в том случае, если сотрудники дошкольного образовательного учреждения работают в тесном контакте с родителями воспитанников. Именно профессионалы выступают инициаторами согласования образовательных целей и задач семьи и детского сада. Вместе они отбирают содержание, которое осваивают дети. Педагоги помогают родителям воспитанников найти адекватные способы содержательного общения со своими детьми - организовывать экскурсии, прогулки, игры, беседы с ними, заниматься художественным творчеством, конструированием и т.д.

Благодаря созданию таких условий дети дошкольного возраста постепенно осваивают позицию: необходимо вести себя так, чтобы не наносить ущерб себе и другим людям, а также окружающим предметам - как сделанным руками человека, так и природным объектам. Дети научаются распознавать опасные ситуации разного типа, предвидеть их. У них появляется активное стремление находить такие средства и способы, приемлемые для каждого, которые дают ему возможность избегать опасных ситуаций или выходить из них с наименьшими потерями.

Кроме того, в процессе реализации предлагаемых методических рекомендаций может быть решен целый ряд задач общего развития детей дошкольного возраста:

  • развитие воображения детей, их способности предвидеть, предвосхищать возможные события и их последствия (на основе анализа условий протекания событий, представлений о естественнонаучных свойствах и закономерностях) - в ответ на вопрос "Что будет, если..?";
  • развитие эмпатии по отношению к другим людям, живой природе, окружающей среде;
  • развитие собственной активной позиции ребенка по отношению к установлению для себя правил, которыми необходимо руководствоваться (на основе правил безопасного поведения) и их соблюдению;
  • развитие регулятивных способностей и волевых качеств детей;
  • развитие умственных и познавательных способностей детей (на основе освоения начатков анализа, моделирования, наблюдения, пробующих и обследовательских действий, экспериментирования, измерений, логических рассуждений и др.);
  • развитие начатков личностно-рефлексивных способностей детей, представлений ребенка о самом себе (в частности, о строении тела человека, о здоровье и способах его сохранения, о собственных физических, физиологических, личностных способностях и возможностях);
  • развитие представлений о других людях (в том числе, о близких и не близких, знакомых и не знакомых), о наиболее уместных способах общения с ними (коммуникативные способности).

Подготовительная к школе группа

Старшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа