Участник проекта «Школа Новых Технологий». Победитель рейтинга «Балльно-информационная система»
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник проекта "Инженерный класс в московской школе"
Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Юго-Западный административный округ

«Фольклор как средство приобщения школьников к традиционной народной культуре» 29.11.18

В ноябре в нашей школе для старшеклассников прошли необычные уроки по литературе под названием «Фольклор как средство приобщения школьников к традиционной народной культуре». Их самобытность заключалась в том, что занятия проходили в формате встречи с современным сказителем Екатериной Куваевой из Вологды. Гостье удалось заинтересовать учащихся русским фольклором и посеять в их сердцах доброе зерно познания, которое, мы уверены, в скором времени обязательно даст хорошие плоды. К сожалению, далеко не всем школьникам посчастливилось побывать на этих занятиях. Для того, чтобы восполнить этот пробел ученик 10 класса Михаил Зайцев подготовил интервью с Екатериной, которое позволяет увидеть путь молодого человека к необычной профессии сказителя.

- Екатерина, расскажите, чем занимаются сказители?

- Во-первых, сказитель должен собирать фольклор, т.е. сказки, былины и прочее. Если этого уже не собрать, необходимо идти в архив и работать с документами. Во-вторых, нужно всё это выучить, прожить это всё и рассказывать, делиться со всеми, чтобы наше сегодняшнее поколение познакомилось с множеством колоритных и интересных сказок.

- А где можно реализоваться сказителю? Как найти свою аудиторию?

- Есть много способов. Например, через телевидение. Я сама на этот информационный канал никогда не обращалась, скорее наоборот, находили меня и приглашали. Возможно кто-то хочет в своём небольшом кружочке давать какие-то встречи, как это делает, например, былинщик и сказитель Александр Маточкин из Санкт-Петербурга. Можно также устраивать встречи, ездить в разные города, и, таким образом, передавать фольклор. Так что каждый самостоятельно выбирает, где и как ему реализоваться.

- Есть люди, которые Вас вдохновляют?

- Да, это народные исполнители. Это и личный контакт, когда ты приезжаешь к какому-то артисту, встреча с ним, общение. Это и работа с видео и аудио материалами. Все это, безусловно, очень вдохновляет. Если взять пляску любую, то… как только гармошку услышишь - ножки сами идут в пляс. Исполнители, народная культура – всё это вдохновляет, и от этого и жить-то хочется!

- А есть ли какие-то известные артисты, с которыми Вам бы хотелось поработать? Может, с Надеждой Бабкиной?

- Нет. На мой взгляд, у эстрадных исполнителей немного другое представление. Они поют народные песни, но это же, грубо говоря, клюква: румяные щёки, красные губы, слишком много макияжа – всё это не впечатляет. Чего мы хотим добиться от нашего современного поколения? Чтобы их конечной целью была сцена? Вышли, номер станцевали и забыли – всё это не займёт больше трёх минут. Или же мы хотим глубоко посадить семечко, чтобы оно взросло у ребёнка, чтобы его это затянуло и на основе этого он бы строил нормальную, полноценную жизнь. Нет, определённо я бы не хотела с ними работать, меня это не интересует. Конечно, мы всё равно работаем на результат, в конечном счёте нужно показать какую-то сценическую картинку, может с этим Надежда Бабкина и сможет помочь, но народный фольклор состоит не в этом.

- То есть Вы хотите сказать, что творчество современных артистов не несёт в себе каких-то глубоких чувств?

- Не несёт абсолютно. В современных исполнителях, в поп-культуре ничего полезного в принципе нет. Если народная культура [эстрадная], это всегда «два прихлопа, три притопа», а про современную музыку и говорить нечего.

- Интересная позиция. Как-то Вы говорили, что Ваша мама настаивала на поступлении в академию МВД в Санкт-Петербурге, почему именно МВД?

- Мама рассуждала так: если ты работаешь в полиции, то имеешь множество приятных бонусов, например, рано выходишь на пенсию, денежку получаешь хорошую. Все это, по мнению моей мамы, гарантировало бы обеспеченное будущее. А что делать с музыкальным образованием - сидеть в детском саду или в музыкальной школе, петь песенки и играть на баяне? То есть она всегда очень переживала по этому поводу, думала о моём будущем. Я и сама к тому времени не особо хотела идти в музыкальное, думала оставить это как хобби. Но в итоге оказалось всё довольно интересно: я поступила, за четыре года узнала много интересного, закончила институт и теперь на основе этих знаний строю свою дальнейшую жизнь.

- И всё же есть много профессий на выбор, почему именно МВД?

- У меня было два ориентира: пение, так как я долгое время училась в музыкальной школе на народном отделении, и МВД - как прихоть моих родителей. Тем более выделялось пять мест от области, и я была в том числе. Но я очень рада, что мне при поступлении не хватило двух баллов по физкультуре, после чего я просто забрала документы, села на поезд и вернулась в Вологду.

- И у Вас нет никаких родственников, работающих в МВД? Я всё ещё пытаюсь понять, почему был сделан такой выбор.

- Нет, может быть дело в круге друзей моей семьи, многие из них работают в полиции. Родители видели, что их друзья живут достаточно хорошо, поэтому желали меня видеть успешной в этом направлении.

- А в Вашей школе или, в целом, в городе есть какие-то самые желанные, самые популярные профессии, на которые всегда большой спрос? Куда большинство молодёжи стремится податься?

- В основном, наверное, юристы. Когда я поступала, все мечтали стать юристами, адвокатами, но я с историей не особо дружу, поэтому этот вариант я даже не рассматривала. Вообще я не очень любила учиться, но сегодня, в вашей школе, испытала настоящую ностальгию. Я бы очень хотела снова посидеть за школьной партой… (смеется) Но только не сдавать экзамены!

- Да, думаю, Вас поддержат многие ученики. Спасибо за интервью, было очень интересно пообщаться с хранительницей народных традиций!

- Вам спасибо.